Новости учебных заведений :: «Использование ИКТ — компетенций в учебно-воспитательном процессе как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников в рамках обновленного содержания образования»

«Использование ИКТ — компетенций в учебно-воспитательном процессе как средства эффективности обучения и воспитания младших школьников в рамках обновленного содержания образования»

Учитель начальных классов Бижигитова Ж.Б.

КГУ «Афанасьевская средняя школа района Шал акына»

Цель: формировать знания о ИКТ-компетентности и информационных технологиях в образовательном процессе, для развития творческой познавательной активности учащихся в рамках обновления содержания образования.

«Если мы сегодня будем учить так как учили вчера, мы крадём у
наших детей завтра»
Джон Дьюи

В условиях обновления содержания образования Республики Казахстан значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Современный педагог в полной мере должен владеть знаниями и навыками использования новейших информационных технологий в образовательном процессе, уметь применять ИКТ-компетенции для обучения других, а значит быть высокопрофессиональным педагогом, компетентным в своей области преподавания. Он должен быть способен помочь учащимся использовать средства ИКТ для того, чтобы они могли успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения.

В рамках обновления содержания образования этим вопросам уделяется особая роль. В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это — междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей. Содержание новых обновленных программ предусматривает широкое применение ИКТ в образовательном пространстве.

Переход на обновленное содержание образования к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. В связи с этим остро встаёт вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности как одной из ключевых. Деятельностный компонент информационной компетентности, по мнению А.В. Хуторского [11,с.15], должен состоять из владения опытом самостоятельного поиска, умения учащихся анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, Интернет) [ 2, с. 24]. Актуализация перечисленных умений в настоящее время инициирует увеличение внимания к формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников, начиная с начальной школы.

ХХI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, на помощь приходит компьютер. Сегодня в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо в совершенстве владеть современными образовательными технологиями. «Информационные и коммуникационные технологии — современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения». [1, с.7] Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся ИКТ-компетентности — способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Применение этих технологий в обучении раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка.

С использованием ИКТ — компетенций в учебно-воспитательном процессе обучение становится более эффективным:

-Повышает качество знаний

-Продвигает ребёнка в общем развитии

-Вносит радость в жизнь ребёнка

-Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

-Создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе, что способствует развитию ИКТ- компетенций:

1. Уроки с мультимедийной поддержкой.

2. Работа в виде участия в сетевых проектах, различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, связь с родителями и детьми через электронную почту и электронные носители, организую проектную деятельность.

3.Мониторинг контроля качества знаний

4.Компьютерные тесты

5.Проверочные игровые работы

Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам [5,с.12]

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.

В своем классе создаю уроки с мультимедийной поддержкой. В этом мне помогает мультимедийный проектор и интерактивная доска. На уроке русского языка, по теме «Части речи» с целью закрепления пройденного материала, мною была подготовлена мультимедийная поддержка. На уроке этот материал применяла при актуализации знаний. Здесь я использовала такой компонент как кластер, для заполнения которого пользовалась приемом контейнер. Используя этот прием на интерактивной доске, дети подтверждали свои знания по теме и учились работать с интерактивной доской. Принцип работы контейнера заключался в следующем: надо перетащить карандашом понятие о делении звуков в нужное место. При изучении темы «Признаки предложения» использовала материал с интерактивным средством ЛАТ. В рабочей тетради была предложена работа по определению признаков предложения. Учащиеся выбирали эти признаки на доске, при нажатии на цифру, они подтверждали правильность своего выбора.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. В своей практике я применяю интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, которая создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление моих учеников. С помощью интерактивной доски демонстрируем с ребятами яркие презентации, создаем модели, мои ученики активно вовлекаются в процесс освоения материала, что улучшает темп и течение занятия. Электронная доска помогает моим ученикам преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных и пассивных детей. Так как у младших школьников развито наглядно-образное мышление и они лучше воспринимают материал зрительно и наглядно, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.[6, с.18]. Во время работы на интерактивной доске, увидела, что улучшается концентрация внимания моих учеников, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повысилась успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Кроме презентаций, мои ученики в качестве домашнего задания создают, например, базы данных (классификация животных и растений, группировку учебного материала). Такие задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор.

На уроках литературного чтения я организую проектную деятельность. Дети дома готовят презентации в Power Point, и на последних уроках по теме они защищают свои проекты.

При работе над проектами формируется ИКТ — компетентность работы с ПК и его программами.

Я считаю, что использование в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий значительно улучшает качество учебно-воспитательного процесса:

• повышает уровень ИКТ- компетентности учеников и учителей;

•стимулирует использование учениками сети Интернет не для развлечения, а для учебной деятельности;

•повышает уровень успеваемости и посещаемости занятий учащимися за счёт доступности информации об оценках и посещаемости родителям;

•вовлекает родителей в учебно-воспитательный процесс за счёт постоянного доступа к информации об успеваемости и посещаемости детей;

Использование информационных технологий в образовательном процессе дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. [8,с.50] Создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности учащихся, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся. Формирование информационно — коммуникационной компетентности способствует развитию коммуникативных умений, расширяет возможность самостоятельной деятельности обучающихся, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ младших школьников к различным справочным системам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования [10, с. 8]

Я считаю, если учителя начальных классов в своей работе используют ИКТ-компетенции, значит им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности. Их беспокоит, насколько он, педагог современной казахстанской школы, соответствует требованиям данного времени, задача которого в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Список литературы:

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2016.

2. Могилёв А.В. Интернет — проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.

3. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников. «Начальная школа». № 4 2006г

4. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г

5. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г

6. В.Голосов Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2

7. Начальная школа плюс До и После. — 2011. –N 11. — С. 6–11.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской /

Дата публикации: 25.01.2019